Друзья, в этом году Всероссийская акция «Ночь музеев» проходит в виртуальном пространстве. Приглашаем и вас проследовать в этот мир бесконтактного общения и безопасного времяпрепровождения. А мы, (сотрудники музея) постараемся сделать его полезным и интересным. А так же, хотим напомнить, что в музей надо «ходить ногами и смотреть глазами», конечно, после завершения режима самоизоляции. Сегодня мы предлагаем вам заглянуть в «закулисье» нашего музея. И чтобы «оживить» общение, сделали подборку вопросов, наиболее часто задаваемых нашими посетителями, ответили на которые, сотрудники Волгоградской областной детской художественной галерее.
«Как же рисунок становится музейным предметом?» - этот вопрос задают взрослые, с изумлением, узнающие, что детские рисунки не только экспонируют, но и хранят.
Детская художественная галерея регулярно проводит областные, всероссийские, международные конкурсы детского художественного творчества. Лучшие работы, отобранные жюри конкурсов, поступают на хранение в музейный фонд галереи. Из них сотрудники музея формируют передвижные выставки, которые могут увидеть не только волгоградцы, но и жители районов Волгоградской области.
«А где вы всё это храните?» - такой вопрос мы часто слышим от школьников, узнавших во время экскурсии, что в музейном фонде насчитывается более 20 тысяч рисунков и предметов декоративно – прикладного творчества детей от 3-х до 18-ти лет.
Есть у нас в музее место, которое всегда скрыто от глаз посетителей - это наше музейное хранилище. Сейчас мы с вами виртуально посетим хранилище нашего фонда и увидим, как же хранятся музейные предметы.
Рисунки хранятся в специальных папках. Каждая папка, как и рисунок, имеет свой номер. Также свои номера имеют стеллажи и полки, на которых в строгом порядке уложены папки. На отдельном стеллаже находятся карточки учёта экспонатов, из которых состоит картотека музейного фонда.
Объемные предметы размещены на полках отдельно от рисунков. К каждой фигурке прикреплена бирка с порядковым номером.
"А что мы будем рисовать?» - этот вопрос звучит на каждом занятии, которые проводят наши художники – педагоги в детской изостудии при галерее.
Художник в какой-то мере волшебник. Он может нарисовать весь круг явлений жизни: мир, что его окружает и то, что он никогда не видел. Рисуя, можно изобразить будущие и прошедшие события, оказаться в далекой галактике или в глубинах океана. Для этого нужно включить всю свою фантазию и увидеть то, что другие, не рисующие люди, не замечают или не могут представить. Каждый рисующий выбирает то, что ему интересно, что его волнует, поэтому в искусстве сложились определенные жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая композиция. Эти жанры в свою очередь делятся на разделы. Например: пейзаж бывает городской, морской, деревенский, панорамный, портрет - одиночный, парный, автопортрет, групповой т.д. И наконец, выбрав тему нужно нарисовать интересную композицию, используя возможности цвета, технику и материал. Все это поможет донести до зрителя свою идею.
Почему ребёнок нарисовал портрет с большой головой и маленькими ручками и ножками? Этот вопрос задают родители самых маленьких, 3 - 5 летних детей.
Детские работы отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребёнка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи её с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Развитие способностей правильно передавать пропорции, связано с развитием аналитического мышления, умением не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения всё время помнить об их пропорциональной зависимости. Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребёнка появляется способность относительно правильно передавать соотношения между предметами и их частями. Иногда дети сознательно нарушают пропорции, желая передать своё собственное отношение к образу. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка творчества. Кстати такой «детский» приём использовали многие известные художники. Среди них Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Наталья Гончарова и др.
Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом и восходом солнца»
Винсент Ван Гог «Церковь в Овере»
Поль Сезанн « Итальянка»
Наталья Гончарова «Стрижка овец»
Наталья Гончарова «Покос»
И в завершении небольшой экскурс в историю . Слово музей происходит от греческого museum, что в переводе означает «дом муз». Как же "дом муз" стал местом хранения произведений искусства?
В древней Греции существовали помещения, в которых находились предметы искусства, захваченные у других народов во время войн, такие как статуи.
В средние века произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (картины, ювелирные украшения, манускрипты). В это время экспонаты, захваченные во время войны являлись эквивалентом денег.
В 15 веке Лоренцо де Медичи дал указание создать так называемый Сад Скульптур.
Именно в это время становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи.
Со временем мода взяла свое, начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. "Кабинеты" очень быстро распространились в Италии, а затем в других станах Европы. В Германии наряду с "кабинетами" создавались коллекции необычных вещей.
Так "дом муз" стал домом для различного рода произведений искусства. В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры. Любой современный музей возник на основе частной коллекции. Многие знаменитые люди передавали свои коллекции музеям, чтобы выставить их на всеобщее обозрение. Небольшие коллекции объединялись в более крупные - так и создавались современные знаменитые музеи.
Идея открытия в Волгограде Детской художественной галереи возникла у двух волгоградских художников: Елены Орловой и Евгения Федорова.
Еще до открытия галереи Елена Орлова и Евгений Фёдоров, работая в студии "Провинция" собирали коллекцию лучших рисунков из России и многих стран мира. На сегодняшний день в фондах галереи насчитывается более 22 тысяч живописных и графических работ из 36 стран мира: Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Бангладеш, Индии, Кении, Чехии, Польши, Канады, Шри-Ланки, Индонезии, Ганы, Финляндии и др.
В День Всероссийской акции «Ночь музеев», по всей стране проводятся необычные экскурсии, мастер – классы, лектории, открываются двери помещений , которые обычно закрыты для посетителей: реставрационных, фондохранилища; гостям праздника предлагают побыть в роли экскурсовода, искусствоведа, музейного хранителя. Словом, прикоснуться к тайнам музейного мира. Но , главный секрет музейщиков , как и секрет любого хорошего дела – это труд . На 90% и на 10% удачи. Удачи вам, друзья!