Кувакина Ева, 10 лет, Полеты на воздушных шарах, б., гуашь, ВОДХГ, г. Волгоград

Бобровская Полина, 9 лет, Ночь на Набережной, б., гуашь, г. Волгоград

 На рисунке Бобровской Полины изображена ротонда, которая находится на центральной набережной Волгограда. В центре листа на фоне тёмно-синего ночного неба красуется белоснежное архитектурное сооружение, стоящее на высоком гранитном постаменте. Ротонда, от латинского "круглый",- круглая беседка с куполом, по периметру которой установлены колонны. Волгоградская ротонда соединяет лестницей нижнюю и верхнюю террасы центральной набережной.  Во время Сталинградской битвы между колоннами ротонды располагалась зенитная батарея 1083-го зенитного полка лейтенанта М.А. Баскакова. С этого места советские солдаты вели обстрел вражеских танков. Наша армия остановила немцев и не подпустила их к Волге. За время боёв ротонда была практически вся разрушена. И уже после войны, в 1952 году, когда началась реконструкция Сталинградской набережной, появилась современная ротонда, которая стоит на том же месте, что и довоенная. В память о событиях Сталинградской битвы на ротонде установлена мемориальная доска.

 

Мосина Кристина, 12 лет, Шарик-санитар, б., гуашь, ДШИ №4, г. ЯрославльРисунок Мосиной Кристины из Ярославля называется "Шарик-санитар". Главным героем этой жанровой композиции на военную тему является собака. Большой пёс,  к которому пристёгнута медицинская сумка лежит рядом с раненым в руку бойцом и терпеливо ждёт, когда солдат сделает себе перевязку, достав из сумки всё необходимое.  В годы Великой Отечественной войны собаки были незаменимыми помощниками человека в борьбе с немецкими захватчиками. Собаки-связисты доставляли боевые донесения, протягивали телеграфные провода. Собаки-сапёры разминировали крупные города Советского Союза и Европы, собаки-санитары вывозили с полей сражений тяжело раненых бойцов. Оказывали они помощь и на поле боя. Подползали с медицинской сумкой к раненому, ждали пока он себя перевяжет, а затем ползли к следующему, а если солдат был без сознания, лизали ему лицо-чтобы очнулся. Эти четвероногие умницы воевали наравне с людьми, совершая подвиги и приближая день Победы.  В разных городах нашей страны собакам установлены памятники. Есть такой памятник и в Волгограде. Это единственный  В России памятник собакам-подрывникам 10-й стрелковой дивизии НКВД, защищавшей город во время Сталинградской битвы. Памятник установлен в сквере на площади Чекистов.

 

Дорофеева Ольга, 6 лет, Весна, б., гуашь, ВОДХГ, г. ВолгоградНа этот раз нам предоставилась возможность познакомиться с творчеством юной художницы Ольги Дорофеевой из г. Волгограда. На рисунке изображен весенний пейзаж. От работы так и веет добротой, теплом и нежностью. На нее хочется смотреть долго-долго, потому что у этой работы нет никакого скрытого смысла, над которым надо еще подумать. Во время просмотра, как будто на время отправляешься в солнечную весну, хочется забыть обо всех своих заботах и оказаться в уютном цветущем саду, походить по зеленой траве, поймать отражение облаков в весенних лужицах, пройтись мимо разноцветных домов, посмотреть вдаль на заснеженный горный хребет и окунуться в свои воспоминания. Работа выполнена в очень ярких, но в то же время и приятных тонах. Посмотрев на нее, невольно на лице появляется искренняя и добрая улыбка, а на душе какая-то легкость, от которой хочется радоваться вновь и вновь.

 

Кувакина Ева, 10 лет, Полеты на воздушных шарах, б., гуашь, ВОДХГ, г. ВолгоградНа рисунке Евы Кувакиной, выполненном гуашью изображена детская фантазия о воздушной прогулке. Рисунок выполнен в ярком, сочном колорите. На фоне летнего пейзажа нарисованы два взлетающих воздушных шара с девочками. Передний план заполнен рядом густых крон деревьев, средний представляет собой ярко освещённую открытую местность в жёлто-зелёных тонах, в центре которой возвышается двухэтажный дом с крышей в виде пагоды. Линия горизонта оформлена серо-голубой стеной скалистых вершин. Кажется, ещё одно мгновение и с высоты птичьего полёта перед девочками предстанут совершенно захватывающие виды. Такие воздушные прогулки стали возможны более 200 лет назад с изобретением теплового аэростата. К числу пионеров по освоению воздушного пространства относятся братья Жозеф и Этьен Монгольфье, которые 5 июля 1783 года после многочисленных экспериментов заполнили дымом от жаровни шар из холста, с отверстием внизу, окантованным железным обручем и запустили его в открытое небо.  19 сентября 1783 года первыми воздухоплавателями на воздушном шаре стали баран, петух и утка. А уже 21 ноября 1783 года в западном пригороде Парижа отправиться в свободный полёт отважились физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье вместе со своим другом маркизом де Арландом. Затейливо разрисованный воздушный шар диаметром 15 метров поднялся на высоту около 1 километра и пролетел за 25 минут 9 километров. С тех пор совершено множество полётов на воздушных шарах, осуществивших давнюю мечту человека – подняться в небо к облакам.

 

Шпеко Полина, 14 лет, Санкт-Петербург, б., линогравюра, МБОУ ДОД ДШИ №1, г. МурманскРабота Полины Шпеко «Санкт-Петербург» выполнена в технике линогравюры и относится к печатной графике. Это дает возможность получать много оттисков с одной печатной формы способом, который называется высокой печатью. Он заключается в том, что краска наносится и отпечатывается с нетронутой поверхности линолеума, а выбранные с помощью специальных инструментов (штихелей) места остаются белыми. Работу можно отнести к архитектурному пейзажу. На ней изображена Александровская колонна, которая была установлена на Дворцовой площади в 1834 году Николаем в честь победы над Наполеоном Александром I. Создателем памятника является знаменитый архитектор Монферран. Это самый высокий памятник из цельного гранита. Высота колонны с постаментом составляет 47,5 метров. Венчает памятник скульптура, которую трудно рассмотреть на данной работе, в реальности это изображение ангела, держащего в руке крест. Чтобы передать особенности изображаемых предметов, автор использует разнообразные штрихи широкие и тонкие. Для работы характерен резкий контраст черного и белого:  черные штрихи на белом фоне неба и наоборот белые — на  черном фоне облаков, Зимнего дворца, земли.    Санкт-Петербург можно назвать музеем под открытым небом, так много в нем памятников, дворцов,соборов с интересной историей, окутанных тайнами и легендами. Ими можно бесконечно любоваться,познавать, вдохновляться, как автор этой линогравюры-девочка из Мурманска.
 

Нацкина Алёна, 14 лет, Пленэр в Архангельском музее деревянного зодчества, б., тушь, МОУ ДОД ДХШ №2, г. Липецк

Рисунок Нацкиной Алёны из г. Липецк выполнен тушью в графической технике, называется «Пленэр в Архангельском музее деревянного зодчества». Уникальное графическое исполнение архитектурного пейзажа. Уникальное, потому что произведение создано в единственном экземпляре. Пейзаж называется архитектурным, потому что, архитектура в нем играет достаточно заметную роль. Этот сюжетный рисунок населен людьми, но (и в этом главная особенность) они не играют заметной, и тем более решающей, роли. Главными героями здесь являются не люди, а деревянная архитектурная постройка, и природе даны куда большие полномочия. Небо и хвойные деревья на рельефных склонах занимают большое пространство. Работа выполнена в графической технике - одной из интереснейших видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша, туши, угля или шариковой ручки, чтобы выполнить рисунок. И подчиняясь языку графики, при помощи линии, штриха, пятна, точки, создавать такие замечательные произведения.

 

Дулин Никита, 11 лет, Краски Севера, б., гуашь,МОУ ДОД ДШИ,г. Новошахтинск, Ростовская обл.Приехать на Крайний Север – это всё равно, что попасть на другую планету. Подтверждает это и рисунок Дулина Никиты, который знакомит зрителя с бытом жителей Севера в окружении суровой, чарующей красоты арктической природы. Центром композиции является группа из двух взрослых людей и одного ребёнка. Все они одеты в глухую одежду коричневого цвета, украшенную белым мехом и традиционным орнаментом. Справа от них нарисованы две собаки. Для северных народов они являются незаменимыми помощниками. Несмотря на развитие техники, собаки — единственный вид транспорта и по сей день там, где невозможно передвижение даже на оленях. Кроме того, они должны защитить своего хозяина от медведя, помочь ему в охоте на нерпу. На втором плане изображено иглу – зимнее жилище в виде полусферического купола, сложенного из снежных глыб, и нарта для езды по тундре. На заднем плане открывается арктический пейзаж с заснеженными холмами, со скованной льдом речкой. Небо озарено светом низкого солнца.

 

Подгорнов Александр,10 лет, Мурманск - портовый город, б., гуашь, маркер, МБОУ ДОД ДХШ, г. МурманскРисунок Подгорнова Александра называется "Мурманск-портовый город". Эта жанровая композиция выполнена гуашью в графической манере и посвящена родному городу автора Мурманску, а точнее -Мурманскому порту. Перед нами, занимая почти весь лист, изображена носовая часть огромного корабля, канатом пришвартованного к причалу и две фигуры людей-мужчины и мальчика, стоящие на причале, устремив взгляды в сторону моря. Яркий красный цвет корабля контрастирует с синим цветом моря, серо-зелёным небом и песочно-жёлтым причалом, подчёркивая декоративность рисунка и наполняя его теплом, которого так не хватает северному городу. Мурманск-крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом на побережье Кольского залива Баренцева моря. Мурманский морской порт-самый северный из незамерзающих портов нашей страны. Он состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. Через порт Мурманска ввозятся и вывозятся различные морские грузы-машины и оборудование, строительные материалы, уголь, нефть, продовольствие и многое другое. К Мурманскому порту приписаны все атомные ледоколы России, в том числе первый в мире атомный ледокол "Ленин", который в настоящее время является музеем и находится в центре Мурманска у морского вокзала.

 

Баранник Анна, 14 лет, Колядки, б., гуашь, ДШИ №34, г. СеверодвинскНа работе Баранник Анны «Колядки» изображена жанровая сценка, которая иллюстрирует одну из веселых традиций на Руси -рождественские Святки. Действие сюжета рисунка разворачивается в сельской местности, где особенно  любили эти праздничные дни. Деревенские домики, купола сельского храма, земля — все покрыто белоснежным покровом, на котором контрастно выделяются фигуры персонажей на первом плане. Анна смогла достаточно реалистично изобразить их, придумав героям интересные  образы. У каждого персонажа своя роль в этом действии. Самая главная у парня, который держит обязательный атрибут - Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Христа. По традиции он всегда идет впереди группы колядующих и первым заходит в дом к хозяевам. Двое музыкантов на гармошке и ложках подыгрывают танцующей девушке. Персонажи, переодетые в животных, символизируют нечистую силу. Колядующие ходили по домам, пели стишки, в которых славили Христа, желали счастья, богатства, здоровья хозяевам. Нарисованная слева фигура женщины с мешком  и караваем хлеба, как раз одна из хозяек, которая должна в ответ одарить чем-нибудь колядующих, иначе можно прослыть жадным и это ничего хорошего не сулило. Анна смогла передать в своей работе дух праздника и можно только пожалеть, что эта традиция почти ушла из современной жизни.

 

Сидненко Алёна, 13 лет, Талабайки, б., гуашь, Красноярский крайНа рисунке «Талабайки» Сидненко Алёны из Красноярского края в декоративной манере изображены две поющие женщины-талабайки на фоне условного пейзажа с солнцами и зеленью. Талабаец, согласно толковому словарю В. Даля, означает «человек приезжий», но в обиходе - это обозначение малочисленных народов Севера. Талабаец – это не конкретная национальность,  а общее название народов Заполярья и бассейна реки Енисей, как единого народа, но каждого со своей самобытностью и традициями, историей и культурой. Одеты женщины в  традиционную для этих народов одежду паницу_летнюю - «ной паны», то есть «суконная одежда», украшенную вышивками и кусочками меха. В руках они держат женские сумки «туця». Также на рисунке изображены украшения «каффы», которые носят  женщины одетыми на ушные раковины, а не продетые в мочки ушей, так как они очень массивные и тяжелые.  За спиной у женщин яркими красками изображено большое восходящее солнце. Возможно, и песня посвящена  уходящей полярной ночи, встрече наступающего дня.

 

Галушкина Анна, 15 лет, Гончарная мастерская, тонир. б., гуашь, МОУ ДОД ДШИ №1, г. ВолгоградНа рисунке Галушкиной Анны из г. Волгограда изображена комната деревянной избы,  в расписном дверном проеме видны сени, окошко с ситцевыми занавесками, два ведра с водой, стоящие на полу под окном. В центре избы, как заведено, большая русская печь, украшенная узорами из трав и цветов, на палатях – цветные подушки и деревянный ушат. На столе стоит разнообразная глиняная посуда: кувшины, крынки, тарелки, братины. Это все сделано руками гончара, который показан за работой. Гончарное дело - это ремесло возникло тысячелетия назад. Со временем появились различные приспособления для работы с глиной, а главное появился гончарный круг. До него посуду лепили руками из куска глины, складывали из длинных глиняных полос, на круге делать посуду стало намного удобнее, она стала выглядеть еще и более красивой, а подчас, и изысканной. Глину сначала на несколько дней замачивали, затем перемешивали, чтобы она стала мягкой и эластичной. Гончар клал на круг комок глины, который сначала приводился в движение одной рукой, потом придумали, чтобы вращать ногами нижнюю часть, а руками формировал нужную форму сосуда. Возможности гончаров  расширились, спрос на глиняную посуду вырос. Украшали глиняные изделия рельефными узорами и росписью. Готовую посуду обязательно  подвергали обжигу в печах при высоких температурах, после чего глина становилась прочной. Несмотря на многовековую историю, гончарные изделия и в наши дни пользуются большой популярностью, их изготавливают  и механизировано, на заводах при помощи формовки, и вручную. В каждом доме найдется глиняная посуда, вазы, горшки, статуэтки и сувениры.

 

 Смирнова Ксения, 7 лет, Покрова на Нерли, б., гуашь, МБОУ ДОД ДШИ, Мурманская обл., г. Полярные ЗориРисунок Смирновой Ксении из г. Полярные Зори, Мурманской области выполнен гуашью в живописной технике, называется «Покрова на Нерли».  Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства. Церковь освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе великого князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского (ок. 1111 - 1174г.г.). Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму, в наше время русла рек изменили своё положение. Фасады храма украшены  изображениями библейского царя Давида в окружении птиц, зверей и мифических существ. При археологическом исследовании открылся удивительный секрет холма. Вода при разливе рек поднималась более чем на три метра. Потому строительство велось особым образом. Сначала был заложен ленточный фундамент глубиной 1,6 м. На фундаменте возвели основание стен высотой 3,7 м. Подземная часть храма составляет 5,3 м. Так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий её от коварных весенних вод. Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли - дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро - всего за год, и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке, «поэма в камне» - так называют храм Покрова на Нерли. Вот и стоит он на своем месте, без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый божий день, и неудивительно, что художники пытаются разгадать и передать силой своего таланта очарование храма.

 

  Бурлакова Надежда, 13 лет, Сборы Эрзянской невесты, б., гуашь, ДШИ №8, р. п. Луховка, МордовияНа рисунке Надежды Бурлаковой изображена жанровая сцена из жизни финно-угорского народа эрзя - свадебный обряд плетения косичек. Действие происходит в интерьере горницы, с устланными домоткаными дорожками. Здесь присутствует обязательный предмет утвари эрзянской свадьбы долблёный сундук-кадка для укладывания вещей невесты. На переднем плане крупно нарисованы три девушки в белых, длиннополых рубахах, подпоясанных шерстяным поясом с кисточками. Рубахи богато украшены вышивкой с геометрическими узорами. У подруг невесты головными уборами являются очелья с височными подвесками. Девушки расплели невесте одну косу и заплетают на две, на концы которых крепят шерстяные нити, ленты, кольца. Этот обряд означает переход девицы от беззаботной молодости в новое женское качество.

 

 

Калитка Анна, 15 лет, В Ельце, б.,тушь, МОУ ДОД ДХШ №2, г.ЛипецкРисунок Анны Калитка из г. Липецк выполнен тушью в графической технике, называется «В Ельце». На рисунке изображен городской пейзаж. Пейзаж отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой, многомерностью, многообъектностью. В нем предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур. Пейзаж - это не случайно выбранный художником уголок природы или города. На рисунке изображена тихая и спокойная городская улица, мы видим красивый визуальный ряд, достоверную информацию о городе и создается общая полнота впечатлений. А ведь раньше Елец таким спокойным городом не являлся. Он возник как город-крепость на границе с «Диким полем» в ряду городов-крепостей, построенных в X-XII веках, задачей которых была сторожевая служба и защита окраин русских земель. Елец был одним из бастионов, о который разбивались многочисленные набеги кочевых племен. Город многократно преграждал путь в русские земли половцам, печенегам, монголо-татарским завоевателям. Елец принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по словам И. Бунина, «...первыми вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч..., первыми видели зарево страшных ночных и дневных пожарищ..., первыми давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за неё». Елец - древняя крепость на краю «Дикого поля», город тридцати трех храмов, город отрочества Ивана Бунина и родина елецких кружев.

 

Новиченко Елизавета, 12 лет, Песня шамана, б., гуашь, ДШИ, с. Верхнепашино, Красноярский крайПредставляем вашему вниманию работу «Песня шамана» Новиченко Елизаветы из Красноярского   края, выполненную гуашью в декоративной манере. На ней изображен человек в танце на фоне круга, изображающего северное, холодное солнце.  Вокруг  человека – условные изображения птиц двух цветов со спиральным орнаментом на спинах. Кто же такие шаманы, почему на лице у этого человека маска? Слово «шаман» с тунгусского языка означает «исступленный», то есть человек, который умеет общаться с миром духов. Этот дар  часто передается по наследству, но бывает, что в силу особенных ситуаций человек приобретает шаманский дар. Шаман должен помогать людям, никому не отказывать в помощи, иначе духи накажут его. Часто общение с миром духов шаман начинает со специального танца, который помогает ему войти в транс – особое состояние. Часто движения во время такого танца имитируют движения животных и птиц, иногда даже можно услышать, как шаман произносит звуки, характерные для того или иного животного, птицы, которые призываются в качестве духов – помощников шамана. Поэтому на рисунке вокруг танцующего человека изображены птицы, это его помощники. Важное место в обрядах шамана занимают специальные атрибуты, имеющие сакральный, мистический смысл, в том числе и маски. Но у масок есть еще и предназначение защищать шамана. Маска позволяет совершать путешествия в мир духов, а возвратившись, остаться для них не узнанным. Юной художнице удалось изобразить шамана, в танце взмахивающего руками подобно крыльям  птиц.

 

Сухова Валерия, 12 лет, Жизнь оленеводов, б., гуашь, МОУ ДОД ДХШ им. А. А. Бузовкина, г. Серпухов, Московская обл.На рисунке Валерии Суховой изображены стоянки оленеводов, которые ведут кочевой образ жизни. Перед нами летняя тундра с равниной, покрытой сплошным ковром из мхов и лишайников в жёлто-зелёной гамме. Её разделяет тёмно-бирюзовая полоска реки, и прикрывает от холодных ветров череда холмов. Семейная стоянка, расположенная на переднем плане рисунка - позволяет увидеть уклад жизни оленеводов: национальное жилище – чум, сделанный из натянутых на деревянные шесты оленьих шкур, рядом с ним мужчина и женщина в традиционных одеждах. Хозяйка приготавливает пищу на костре, и при этом очень важно, чтобы огонь был только под котлом, используя топливо экономно. Перед чумом пасётся олень, который для жителей Крайнего Севера является не только средством передвижения и пищей, но и главным помощником, и другом.

 

Гладов Григорий, 12 лет, Мастерица за работой, б., гуашь, МБОУ ДОД ДШИ им. М. П. Максаковой, г. Астрахань

 

Многие народы с давних времён украшали свои жилища коврами, сотканными вручную. Такие ковры всегда высоко ценились. На рисунке Григория Гладкого нарисована светлая, уютная комната с зелёными стенами и окном с видом на купала мечети. Композиционным центром является девушка, одетая в восточном стиле, которая ткёт ковёр с изображением сказочной птицы с раскинутыми крыльями. Создаётся впечатление, что золотистая чудо-птица хочет покинуть голубой фон ковра и улететь на свободу. Пока мастерица увлечена своей работой – она не замечает, как рыжий котёнок на ковре играет с разноцветными клубками из её шкатулки.

 

 

 

  Ежова Мария, 11 лет, Красно девица по воду пошла... , б., гуашь, ДШИ №1, г. МурманскНазвание работы Ежовой Марии «Красна девица по воду шла» может вызвать у современных детей вопрос: «Куда и почему она шла за водой?» Рассматривая эту работу можно много рассказать об укладе, традициях, поверьях на Руси, связанных с водой и колодцем. В современных домах мы берем воду из крана, а раньше за водой ходили в колодец. Такой колодец нарисован на работе слева от девушки. Он строился из крепкого дерева и им могли пользоваться все жители деревни. Девушки и женщины встречались у колодца и не только набирали воду, но и обменивались важными новостями. Колодец являлся не только источником жизни, но и неким культовым сооружением. Существовало много обычаев связанных с колодцами. Для успеха в делах в колодец бросали пряжу, кусочки свадебного каравая, монеты, оружие. Вода, взятая из колодца в определенное время года, спасало от сглаза, болезни, успокаивала капризных малышей. На Руси 21 июня отмечали день Федора Колодезника, в этот день можно рыть колодцы. Носили воду в ведрах на коромысле. Это было не просто, требовались сноровка и умение, которому обучались девочки с детства и уже на свадьбе невеста должна была принести ведра воды  на коромысле не пролив ни капли. На рисунке девушка настоящая русская красавица в красном сарафане идет по деревенской улице и несет на коромысле два полных ведра воды. Она словно танцуя немного наклонилась в сторону и вода выплескивается из ведер, разгоняя деревенскую живность в разные стороны. Автор работы изобразил свое представление о жизни и быте русской деревни  в прошлом. Сочетание красного цвета сарафана и зеленых оттенков травы и деревьев делают работу яркой, радостной. Мы  как будто ощущаем тепло летнего дня, свежий запах зелени, звуки деревенской жизни. Эта работа, как одна из множества граней одного безграничного образа-образа России.